ПОГРАНИЧНЫЕ УКРЕПЛЁННЫЕ ЛИНИИ — система оборонительных сооружений на государственных границах.
   В древние времена Пограничные укреплённые линии представляли собой земляные валы огромной протяжённости, усиленные рвами, иногда — крепостные стены, например, Великая китайская стена.
   В средние века Пограничные укреплённые линии устраивали на высоких местах в виде ряда сторожевых укреплённых башен.
   В Х в. в Европе, вдоль границ стали возводить крепости, заменённые после 1-й мировой войны (1914-1918) системой укреплённых пограничных районов и линий.
   Ещё в IX-XI вв. крупные города Древнерусского государства (Киевской Руси) прикрывались укреплениями в виде валов и рвов. Пограничную укреплённую линии Киевской Руси представляли обустроенные на высоких местах города, Курск, Рыльск, Путивль.
   В 1521-1566 гг. на южном порубежье Русского государства возвели Большую засечную черту от Брянска до Рязани в виде лесных завалов (засек, т. е. заграждений из стволов деревьев, поваленных на лесной опушке), валов, рвов, частоколов, опорных пунктов.
   Большая засечная черта, существовала с XIII в. но получила особое развитие в XVI–XVII вв. для защиты от нашествия монголо-татар, а также в качестве опоры при наступлении.
   Во время правления Ивана Грозного, царь лично следил за ходом её строительства. Для постройки городов на южную окраину посылались сведущие люди «...того места смотрети и чертити».
   Вдоль этой засечной черты создавались укреплённые города, а между городами полевые укрепления и сторожевые башни. Московское правительство уделяло особое внимание заселению своих южных границ, строительство новых городов-крепостей велось с большим размахом. Сохранились специальные «строельные книги», в которые записывалось, что, где, когда и как строилось, какими переселенцами новые города заселялись.
   В 1635-1653 гг., после перемещения государственной границы на юг, для отражения набегов ногайских и крымских татар построена Белгородская засечная черта.
   Это было грандиозное по длине и военному оборудованию сооружение, сплошные укрепления которой простирались на восемьсот километров в длину на территориях современных, Сумской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.
   В черту входило двадцать семь специально построенных городов-крепостей. Начиналась Белгородская засечная черта у города Ахтырки Сумской области, далее шла на восток через города-крепости, Вольный, Хотмыжск, Карпов, Белгород, Короча, Новый Оскол, Острогожск, Воронеж, Орлов, Усмань, Козлов и далее соединялась с Симбирской засечной чертой.
   Карпов был одним из самых значительных укреплений по реке Ворскле: «опричь Карповского сторожевья... на реке Ворскла через Муравский шлях того места крепчае нет».
   Карпов построен воеводой И.Г. Вердеревским в 1647-1649 гг. и заселён — вольно и невольно — переселенцами из Курска, Орла, Одоева, Сапожка и Москвы.
   На отрезке между Хотмыжском и Белгородом проходила одна из дорог (Муравский шлях), по которой татарские орды проникали из южных степей в глубь России, поэтому укреплениям здесь уделялось особое внимание, в том числе и Хотмыжску.
   Как и другие города-крепости, Хотмыжск состоял из собственно крепости-детинца и расположенного около него посада. Крепость располагалась по оси северо-запад — запад — юго-восток на крутом возвышении правого берега Ворсклы. Существовали две линии укреплений: одна, защищающая центральную часть, и другая — к западу от неё — для обороны посада.
   Крепость располагалась с учётом использования крутых склонов оврагов, спусков к реке. Ворскла, в те времена более полноводная, являлась весьма существенным оборонительным рубежом.
   По верху земляных валов крепость была обнесена дубовыми стенами высотой до четырёх метров, над которыми возвышались боевые башни. Эти возвышающиеся укрепления с напольной стороны были защищены рвом глубиной до восьми метров, за которым находились в три ряда «столбцы дубовые», то есть (по-современному) надолбы. Северо-западные и юго-восточные склоны детинца были почти отвесными, высотой до пятидесяти метров, что делало крепость совершенно неприступной со стороны реки. К крепости примыкали слободы Стрелецкая, Пушкарная, Казацкая.
   Оборона засечных линий осуществлялась пограничной засечной стражей, состоявшей из жителей, собираемых по 1 чел. на 20 дворов.
   Засечная стража во 2-й пол. XVI в. насчитывала от 30 до 35 тыс. ратных людей.
   Засечные черты охранялись станицами (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые осуществляли наблюдение за обширным районом перед засечной линией.
   Ведали засеками воеводы, головы, засечные приказчики, в подчинении у которых были поместные и приписные сторожа.
    Гарнизоны крепостей и др. укреплений Белгородской засечной черты управлялись вначале из Белгорода, затем из Курска.
   В 1630-х гг. за Окой и вдоль неё насчитывалось более 40 городов — опорных пунктов (Путивль, Севск, Орёл, Новосиль и др.) с крупными гарнизонами (до 1,5 тыс. чел.) и с «нарядом», состоявшим из различного количества орудий (до 37 в Рыльске).
   С продвижением на юг пределов Российского государства значение Белгородской засечной черты упало и правительство прекратило выделение средств на её возобновление.
   Пограничные укреплённые линии в России просуществовали до 2-й половины XIX в.

   Ист.:
   Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. 2 — 3, СПБ, 1861 — 65;
   В. П. Загоровский. Белгородская черта. Воронеж, 1969.

На главную страницу